2014 год
Особенности организации работы Управляющего совета
в МБОУ АСОШ №2
Наметившиеся тенденции в развитии российского образования на рубеже XX-XXI веков выявили проблемы, связанные с эффективностью и деятельностью системы управления, ее способностью качественно обеспечить будущие преобразования на стратегическом уровне, в том числе - образовательной среды.
Однако, для формирования образовательной среды, способной разрешить противоречия между сложившимися за долгие годы стереотипами мышления и деятельности и новыми условиями жизни общества, должны объединить все имеющиеся интеллектуальные, человеческие, материальные, технологические ресурсы, полученные путем расширения границ образовательного пространства за счет вовлечения социально-культурного окружения в образовательную деятельность.
Необходима оптимизация государственно-общественного управления в формате новой государственной политики. Развитие школы во многом зависит от работы Управляющего совета, поэтому в 2012 году на базе школы под руководством Николая Александровича Шобонова, заведующего кафедрой теории и практики управления ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», была открыта экспериментальная площадка «Возможность государственно-общественного управления образованием в формате новой государственной политики» для создания и организации эффективной деятельности Управляющего совета в образовательном учреждении. УС призван организовать и развить конструктивное партнерство участников образовательных отношений, школы и местного сообщества, обеспечить прозрачность и отчетность в деятельности образовательной организации, стратегическое мышление и планирование в управлении, выстроить внутреннюю среду школы на принципах открытости и гуманизма. Будучи созданным в школе, УС занимает позицию «дружелюбного критика» в отношении руководителя школы и ее профессионального коллектива. УС организует общее обсуждение в школьном сообществе для понимания того, что представляет собой образовательная организация сегодня, что она делает, что и кого удовлетворяет и не удовлетворяет в результатах ее деятельности.
Процесс становления и функционирования УС в нашей школе можно представить поэтапно.
Начальный этап - этап становления. В соответствии с Положением об Управляющем совете МБОУ АСОШ №2, утверждённый состав собирается не реже одного раза в три месяца. В 2013-2014 учебном году Управляющий совет работал в соответствии с планом.
Члены УС приняли активное участие в распределении «компонента образовательного учреждения» учебного плана на 2013-2014 учебный год, в поощрении золотой медалью выпускников, в поддержке традиций школы и введении новых, в проведении праздничных мероприятий, посвященных знаменательным датам школы и поселка. Были рассмотрены и согласованы план финансово-хозяйственной деятельности на 2014 финансовый год, перечень критериев для оценки качества и эффективности труда педагогических работников для согласования стимулирующих выплат работникам школы и локальные акты: «Положение о профессиональной этике в МБОУ АСОШ № 2», «Положение о школьной форме и внешнем виде обучающихся МБОУ АСОШ №2».
Итак, на первом этапе работы мы, в основном, пытались решить насущные проблемы, каждый из членов УС задавал себе вопрос: « А что я могу сделать полезного для школы?» Поэтому и результаты работы такие разноплановые.
Второй этап развития УС, когда мы в полном объеме можем реализовать свои функции, определенные Положением об УС и Уставом школы. Я считаю, что сегодня наш УС находится на втором этапе: налаживается взаимодействие между различными формами самоуправления школы: советом старшеклассников, педагогическим советом, родительским комитетом.
Итоги работы УС в прошедшем учебном году: развитие самоуправления в школе (старшеклассники поняли, что к их мнению прислушиваются, и они играют не последнюю роль в принятии решений), реализация проекта «Школьная форма», активное участие в решении проблем организации горячего питания и соблюдении питьевого режима и охраны школы, соблюдении теплового режима, проведение «Урока Успеха» с привлечением руководителей и предпринимателей нашего поселка, которые рассказали о специфике своей работы, разработка Интернет-сайта нашей школы, на котором размещена информация об истории школы и её сегодняшнем дне. Под руководством Управляющего совета были решены задачи по организации:
- осеннего и летнего оздоровительного отдыха и трудоустройства обучающихся;
инициировании и организации новогоднего праздника в школьном парке,
- работы родительского патруля;
- обучению членов Управляющего совета.
На заседаниях Управляющего совета представлялись и проходили согласование:
- образовательная программа начального общего образования МБОУ АСОШ №2;
- инструменты и мониторинг реализации образовательных потребностей учащихся и родителей (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) по использованию часов вариативной части учебного плана;
- годовой календарный учебный график;
- положение о промежуточной аттестации учащихся;
организация приёма детей в первый класс;
- введение курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- утверждение персонального состава Комиссии по распределению выплат стимулирующего характера;
- план финансово-хозяйственной деятельности;
реализация инновационных процессов в школе.
В плане работы на 2014 год предусмотрено решение многих вопросов, из которых необходимо выделить следующие: реализация Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организация семинаров по обучению школьных управляющих, организация ремонтных работ кровли, кабинетов, установка ограждения и освещения территории образовательного учреждения. Что еще? Покажет время.
На сегодняшний день мы одна команда, потому что главная цель нашей работы - сделать нашу школу лучше и лучшей в районе. Благодаря совместной деятельности учителей, родителей, учащихся и общественности предоставляется возможным решить многие проблемы в образовательном и воспитательном процессе, что способствует формированию благоприятного микроклимата, доверительных отношений, лучшему взаимопониманию.