Четверг, 21.11.2024, 09:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лапина Любовь Семеновна

Заповеди для учителя:

 Правила внутреннего трудового распорядка

Правила подготовки кл.родительского собрания


КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАПОВЕДИ УЧИТЕЛЯ


• Начинать урок незамедлительно после звонка.

• Советоваться с детьми, как организовать совместную работу, сотрудничество при выполнении заданий.

 • Задать уроку такой темп, чтобы он отвечал характеру детей.

 • Доброжелательно и тактично помогать ученику преодолевать затруднения, относиться к неудачам детей как к естественному явлению в сложном труде учения.

 • Урок завершать так, чтобы познавательный интерес не был полностью удовлетворен, и оставалась перспектива познания новых знаний.

 • Быть готовым предотвратить всякие неожиданности и правильно реагировать на них, чтобы не приостановить ход урока, не отвлечь внимание детей.

• За 2 минуты до окончания урока прекращать учебную работу.

 • Подытоживать сделанное на уроке:  чему научились, кто доволен и кто не доволен своей работой, какой получился урок, какие возникают пожелания.

• Благодарить детей за содействие учителю и сотрудничество на уроке. Как научить детей учиться? Что делать? Как делать?

 • Правильно организовать работу на уроке:

 Соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

 Найти и устранить неорганизованность.

 Включаться в работу незамедлительно.

 Подавать пример организованности.

 Учение ребенку должно доставлять радость, так как учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.

 Сформировать мотивы собственного роста, собственного совершенствования у ученика.

 Обеспечить занимательность в учении.

 Организовать самостоятельную активность в добывании знаний.

Фиксировать личные успехи детей в учении.

 Ученик должен учиться самостоятельно выделять учебную задачу:  Отвечать на вопросы:

 -Чему ты научился сегодня?

 -А зачем нужно выполнять это упражнение?

-Что нового и интересного узнал?

Младший школьник радостнее и охотнее выполняет учебную задачу в игре.

 • Игра должна быть интересной и привлекательной;

• Усвоение нужного материала должно стать условием выигрыша;

• В ходе игры приобретаются знания;

Учащийся должен уметь видеть в материале предмет усвоения.

 • Учитель дает школьнику не готовый результат, а способ, с помощью которого он достигается.

 • Педагог помогает детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала.

 • Обязательное выделение в содержании учебного материала главного, то есть объекта прочного усвоения, и отработка на уроке именно этого материала.

  • При изучении нового материала используйте разнообразные приемы работы для детей:

 • Активная умственная работа;

 • Творческие задания;

• Самостоятельная работа;

 • Самопроверка;

• Контроль и оценка, самооценка. Успехов Вам!

Как можно чаще ставьте себя на место Ваших учеников; учитесь смотреть на себя их глазами; стремитесь понять их трудности и затруднения.

 Не бойтесь признаться себе, что Вы чего-то не знаете и не умеете. Учитесь спокойно слушать и спокойно отвечать.

 Будьте терпимы в работе с учащимися. Деятельность педагога плодотворна лишь тогда и постольку она формирует самостоятельную, активную деятельность учащихся.

Педагог, не опирающийся в обучении и воспитании на психологию усвоения знаний и умений, использует знания педагогики и методики обучения лишь как готовые рецепты.

Никогда не считайте ученика «тестом из глины», из которой необходимо «лепить личность». Помните: «Ученик –это не сосуд, который нужно заполнить, это факел, который необходимо зажечь!»

Каждый человек – уже личность, речь может идти только о ее развитии.

В руководстве, как в искусстве – не что, а как.

Помните закон внимания: «Если внимание от чего-то отключается, значит оно переключается на что-то другое».

 Ученик прочно усваивает, когда он думает.

 Задача педагога сделать учебный материал предметом мышления учащихся, воспитать у них привычку, потребность размышлять.

 Наряду с принципом «от обучения к развитию», применяйте принцип «от развития к обучению», то есть каждый момент обучения стройте в зависимости от достигнутого уровня развития учащихся.

В ходе учебного процесса всегда обеспечивайте оптимальное единство и соотношение целей, содержания и методов обучения.

Постоянно стремитесь активизировать учащихся на уроке, не переценивайте их активности.

Ратуя за активность мышления учащихся, помните что «пустая» голова не размышляет.

Не забывайте пополнять запас знаний учащихся.

 Приобщая учащихся к привычке думать, мыслить, анализировать, будьте сами думающей личностью.

«Личность воспитывается личностью, характер вырабатывается характером» (К.Д.Ушинский).

Педагог не может проводить в жизнь в идеи, не ставшие его убеждениями. Учащихся можно и должно убедить в том, в чем убежден сам педагог.

«Не тот учитель, кто учит, а тот, у кого учатся» (Народная мудрость). Педагог должен быть самым жизнерадостным человеком.

 Жизнерадостные педагоги, сеющие вокруг себя уверенность и бодрость, - самые любимые педагоги.

Никогда не возводите мелочи в принцип, умейте прощать.

Учитесь спокойно реагировать на критику; к критике всегда относитесь серьезно.

Учитесь «перешагивать через себя», умейте мужественно признавать свои ошибки.

 Всегда имейте свою точку зрения, мнение, позицию; отстаивайте их.

Чем выше авторитет учителя, тем большее значение имеют его требования для учащихся.

Не обещайте, если не можете выполнить обещание; будьте хозяином своего слова. Учитель не имеет права быть равнодушным к стремлению ученика учиться лучше.

 Будьте максимально терпеливым во взаимоотношениях с учениками.

Не забывайте, что Вы сами в свое время были учениками.

Чтобы иметь моральное право требовать от других, нужно быть требовательным к себе.

Не довольствуйтесь достигнутым, ищите новые пути и способы обучения и воспитания – такова формула педагогического творчества.

 Никогда не вините учащихся в своих неудачах.

 Не берите учеников «на голос». Крик на урок, давление, отчитывание – показатели педагогического бессилия, поражения, которое дорого педагогу обходится.

Будьте добрыми, но не «добренькими». «Педагог должен быть добрым, но без слабости, требовательным, но без придирчивости, ласковым, но без притворности, допускать шутку, не превращать серьезное дело в шутку» (К.Д.Ушинский).

Не увлекайтесь наказаниями. «Наказание освобождает от мук совести» (Ф.М. Достоевский).

 Старайтесь, чтобы Ваши ученики как можно чаще переживали радость успеха.

Не спешите обвинять учащихся в своих неудачах – внимательно анализируйте свою деятельность.

 Если ученики не хотят или не умеют успешно учиться, то правильно ли мы их учим – задумайтесь над этим.

 Никогда не торопитесь зачислять учащихся в разряд «неспособных», «отстающих», «неисправимых». Если ученик не сделал на уроке хотя бы маленького шага вперед по пути к овладению знаниями, умениями – это пропавшее для него время. Анализируйте каждый проведенный Вами урок, развивайте достижения и находки, избавляйтесь от недостатков – это один из важных способов развития педагогического мастерства.

Главное в педагогическом искусстве – уметь побуждать, а не принуждать ученика к правильным действиям и поступкам, к активной сознательной деятельности.

Прежде чем требовать от ученика хорошую работу, нужно их научить работать.

 Как «за лесом видеть деревья», так и в группе, классе нужно видеть разных учащихся и подбирать к ним разные «ключики».

Педагогическое мастерство кроме высокого уровня умения учить и воспитывать учащихся включает как основу глубокие и разносторонние знания и умения предмета обучения.

Воспринимайте своих учеников в их развитии, не будьте в плену установившегося мнения о них.

 Не будьте «рабами» традиций. Если традиции обветшали, они перестают быть традициями и превращаются в штампы.

Двигаясь в ногу с жизнью, создавая новое, не разрушайте старого, ценного, что себя оправдало.

Развивать педагогические новации можно только на твердой почве проверенных традиций, не превращая их в  «отжившее», «старое».

Педагог не может опускаться до обид на учеников, злиться по пустякам, «сводить счеты» с неугодными учащимися.

Умейте слушать и слышать своих учеников.

В замечаниях и требованиях дисциплинарного характера придерживайтесь решительного тона, но не горячитесь, не теряйте своего достоинства.

Не бойтесь признаться учащимся в своих ошибках – они  всегда ценят искренность.

В критических ситуациях не позволяйте себе терять равновесие, не допускайте скоропалительных, необдуманных решений.

 Критикуйте прилюдно только в исключительных ситуациях, когда все другие методы воздействия исчерпаны.

При изучении передового опыта «передается мысль, вытекающая из опыта, но не сам опыт» (К.Д. Ушинский). Опыт копировать нельзя, но можно быть последователем.

 Опираясь на найденное другими, ищите сами. При этом рождается своя система работы, а не скопированная.

Самообразование, в том числе педагогическое, - это прежде всего чтение. Для повышения уровня педагогического самообразования стремитесь писать статьи, доклады, методические разработки. Все это приводит Ваши знания и опыт в стройную систему.

 В работе по повышению уровня педагогического мастерства руководствуйтесь принципом, в соответствии с которым качество приходит через количество – прочитанного, продуманного, проанализированного, изученного, примененного.

 Умение внушить – особый вид педагогического искусства. Нужно уметь доказать, что «без этого невозможно».

Учащийся должен знать, зачем ему нужны знания и умения, которые он приобретает на уроке. Весь смысл профессии учителя – учить секретам приобретения знаний, а не просто сообщать знания.

Учить учащихся правильно выражать мысль, так как учащиеся говорят так, как мыслят, и наоборот. При прочих равных условиях, чем больше обучение на уроке захватывает внимание учащихся, тем выше эффект обучения.

Руководить обучением – значит предвидеть ход мысли учащихся, их затруднения, возможные реакции на Ваши воздействия. Старайтесь всегда превращать каждую учебную задачу в маленькое исследование.

Всегда стремитесь, чтобы каждый ученик понял смысл выполняемой работы.

Стимулируйте отстаивание учащимися своего мнения. Более эффективно разработать и выявить следствие из одной сложной задачи, чем предлагать десять простых и однородных.

Учитесь «читать» по лицам учащихся; старайтесь увидеть, что они от Вас ждут, понять их затруднения; умейте ставить себя на их место. Пользуйтесь наводящими указаниями, но не навязывайте своего мнения. Если педагог работает повторяющимися, стандартными приемами, то он не педагог - творец, а просто ремесленник.

Учить нужно серьезно, но вместе с тем эмоционально.

Стремитесь, чтобы сообщаемая Вами учебная информация была не только воспринята, понята, запомнена, но и принята Вашими учениками. Все, что можно объяснить наглядно, нужно делать наглядно. Идя на урок, продумайте не только свою работу, но главное – работу Ваших учеников. Боритесь с «троечным» уровнем учебных успехов учащихся – это «убаюкивает» и ученика, и преподавателя, и родителей.

Не наказывайте оценкой за нарушение дисциплины.

Своевременная похвала рождает цепную реакцию хороших поступков.

 Не захваливайте одних и тех же учащихся, не противопоставляйте учеников друг другу в учебных успехах.

 Не превращайте двойку в кнут. Наряду с оценкой – выставлением оценки, широко практикуйте оценочное общение с учащимися.

 Дорог к сердцам и умам учеников множество: увлекательный интересный рассказ, личность педагога, эвристические беседы, задушевный разговор, справедливая оценка,  творческая работа, встречи с интересными людьми… Педагогическое мастерство заключается в том, чтобы идти не одной дорогой, а всеми дрогами сразу, искать все новые и новые.

Что значит быть гуманистическим педагогом? Характеристики: профессиональное мастерство в преподавании предмета; общая информированность; психическое и физическое здоровье; креативность и направленность на нововведение; гибкость в мышлении и поведении; авторитетность и личностная успешность; стремление к самореализации; коммуникабельность; знание индивидуальных, возрастных особенностей учащихся; внимательность и рефлексивность; чуткость и тактичность; требовательность в сочетании со справедливостью; альтруизм и эстетичность; чувство юмора и меры; практико - ориентированность; трудолюбие и результативность.