Помните правило - слабый более достоин похвалы, чем сильный, она его возвышает, вселяет уверенность в своих силах и возможности подняться до уровня сильного.
Не критикуйте, а отмечайте успехи. Критика снижает уверенность в себе и работоспособность ученика, особенно слабого, впечатлительного. Наиболее внимательны и приветливы будьте к отстающему ученику, дезорганизатору, внушая ему убеждение в том, что он намного лучше, чем кажется. В центре внимания учителя должен быть слабый ученик, как наиболее беспомощный, нуждающийся в своевременной поддержке и помощи. Чаще хвалите родителей "трудного" ученика за его достижения и положительные проявления, внушайте им мысль о том, что они заботливые и внимательные родители, а их ребенок достоин уважения.
Самые сложные истины и строгие требования, подлежащие обязательному усвоению и исполнению, предъявляйте тихим голосом в спокойной обстановке.
Если хотите добиться послушания, говорите тихо и доброжелательно, с полной внутренней уверенностью в том, что ваше требование будет исполнено.
Чаще улыбайтесь ученику, который вас раздражает, это поможет Вам сменить гнев на милость и преодолеть недружелюбное отношение к нему. Причину учебных неуспехов или плохого поведения ученика ищите в себе, а не в нем или в его родителях.
Чем сложнее учебный материал, тем проще должно быть его объяснение, при этом ориентируйтесь на его доступность и понимание самыми слабыми учащимися.
Если хотите, чтобы ученики успешно справлялись с учебными заданиями, лучше готовьтесь к урокам сами. Чем лучше Вы подготовитесь к уроку, тем выше будут знания учащихся.
Если хотите, чтобы ученик понял Вас, поставьте себя на его место, а его на свое и растолкуйте все ему так, чтобы Вам все стало понятно. Старайтесь видеть ученика не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким Вы хотите его видеть и каким он может быть. Таким он и станет в конечном итоге.
Наибольшую веру надо испытывать в наиболее безнадежного ученика, пробуждая тем самым у него веру в себя, в свои возможности добиться успехов.
Чем «труднее» ученик, тем добрее и внимательнее к нему должен быть учитель.
Основная задача учителя - научить ученика учиться, сформировать у него положительное ценностное отношение к учению и его результатам. Главное в учении не повторение, а упражнение в применении полученных знаний, умение пользоваться ими на практике.
Главным воспитателем в школе, на уроке, занятии является не учитель, а деятельность ученика, которую учитель правильно организует и наполняет необходимым содержанием.
Одной из основных задач воспитания является формирование у учащихся веры в себя, чувства собственного достоинства и умения его отстаивать.