- Показателем коммуникативной культуры педагога является прежде всего гуманистическая позиция (интерес к другому человеку, к изучению самого себя), а затем уже средства, техника обучения.
- Оптимальное обучение – это умение не держать дисциплину, а обмен с учащимися духовными ценностями; общий язык с учащимися – это не язык команд и послушания, а язык доверия.
- Педагог должен уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий технологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие.
- Педагог должен уметь пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня обучения:
4.1. уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;
4.2. владеть средствами невербального обучения (мимика, жесты);
4.3. вставать на точку зрения учащегося;
4.4. создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;
4.5. владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;
4.6. быть готовым вовремя поблагодарить учащегося, при необходимости извиниться перед ним;
4.7. поддерживать ровное отношение ко всем учащимся;
4.8. с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке;
4.9. воздействовать на учащегося не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у учащегося желаемого качества;
- не бояться обратной связи от учащихся;
4.11.действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.