Пятница, 26.04.2024, 08:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лапина Любовь Семеновна

Правила подготовки кл.родительского собрания

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ КЛАССНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Правило ПЕРВОЕ. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей. Правило ВТОРОЕ. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

Правило ТРЕТЬЕ. План проведения родительского собрания должен быть им известен. Правило ЧЕТВЕРТОЕ. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Правило ПЯТОЕ. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

Правило ШЕСТОЕ. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.


 Любое собрание должно включать в себя пять обязательных компонентов:

1. Анализ учебных достижений учащихся класса. Учитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса.

2. Ознакомление родителей с состоянием социально – экономического климата класса. Учитель делится наблюдениями о поведении ребят на уроках, переменах, в столовой, на экскурсиях. Темой разговора могут быть взаимоотношения, речь, внешний вид учащихся и другие вопросы. Здесь нужно быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.

3. Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач учителя, Неплохо было бы предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы.

4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, приобретение учебных пособий) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

5. Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают собраний. Классный руководитель должен дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласна!».


Советы психолога:

 • перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение;  отводить на проведение собрания не более 1-2 часов;

• самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей;

• перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;

• не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор с предложениями на будущее;

• поблагодарите тех, кто нашел время прийти (особенно отцов);

• дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;

• в личной беседе оценивайте детей относительно их потенциальных возможностей;

• доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает«плохой человек»;

• родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Нельзя:

- сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;

 - давать негативную оценку всему классу; - переоценивать значение отдельных предметов;

- избирать для общения назидательный тон.

 И еще раз - будьте предельно корректны и тактичны. Желательно, чтобы на собрании присутствовал не только монолог учителя, а диалог, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, современный поиск решения возникающих проблем. Каждое собрание требует тщательной подготовки, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Иногда заранее провожу анкетирование детей или родителей или по ходу обсуждения темы. Тематика родительских собраний распределена по классам. Но у каждого класса возникают какие-то проблемы. Поэтому иногда приходится корректировать тему, внося новую, злободневную. Вот какие темы собраний мы планировали в 1 - 2-ом классе и что запланировано на 3-ий класс. 1-й класс. Многие родители не учитывают индивидуальных возрастных особенностей детей, предъявляя к детям повышенные требования, стремятся к их взрослению. Поэтому первая тема родительского собрания «О возрастных психо- логических особенностях младшего школьника». Зная особенности младших школьников, родители по-иному будут оценивать поведение детей. Первый год учебы - самый трудный: меняется весь уклад жизни ребенка, появляются новые обязанности, заботы. Чтобы справиться с учебной нагрузкой, выдержать достойно период адаптации к школьной жизни, чтобы защитить нервную систему, необходимо соблюдать режим дня. Поэтому вторая тема родительского собрания - «Режим дня». Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Поэтому следующая тема родительского собрания. «Как помочь детям хорошо учиться».


Эту помощь необходимо вести  в трех направлениях:

 1. Контроль за выполнением домашних заданий.

2. Приучение детей к самостоятельности.

3. Соблюдение режима дня. «Умеете ли вы любить своего ребенка?»

4. Итоговое собрание. (О летнем отдыхе детей. О закаливании организма. Влияние здоровья на работоспособность и успеваемость детей.)


При работе с родителями определите несколько правил:

 1. Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.

 2. Своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, что от учителя нечего скрывать.

 3. Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе (о неудачах и отметках говорить  в индивидуальной беседе).

4. Всегда можно найти, за что родителям сказать спасибо.

5. В общении с родителями будьте доброжелательным, внимательным, тактичным, требовательным.

 6. Всегда помните правило: ребенок - главная цель общения.

 И если даже между учителем и родителями неприязнь, то ее необходимо преодолеть во имя ребенка. Бывает, что родители не всегда принимают учителя из-за того, что он излишне строг к детям, по их мнению несправедлив. Есть родители, которые потребительски относятся к школе и не склонны к сотрудничеству с учителем. Ломать стену отчуждения не просто, но и оставлять как есть нельзя. Необходимо  понять причину, вникнуть в суть неприятия, так как без этого нельзя сформировать у родителей благожелательность и чувство ответственности за ребенка. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена, пущена в ход, чтобы убедить родителей словом и делом: «Я хочу, чтобы вашему ребенку было хорошо». Родители обязаны в это поверить. Сближают родителей и учителя школьные праздники, поездки, походы. Все семьи, конечно, разные по моральному и культурному уровню. И все же на семье лежит ответственность и обязанность овладеть всеми навыками, создать здоровый климат взаимоотношений, заботиться о детях. И если родители становятся нашими единомышленниками, коллегами - это даст свой положительный результат.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ 1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.

2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

 3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии.

4.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Этапы подготовки к родительскому собранию:

1.Выбор темы собрания.

2.Определение целей родительского собрания.

3.Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

4.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).

5.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.

6.Приглашение родителей и других участников собрания.

7.Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

8.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Определение целей родительского собрания:

 -повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;

-содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества;

-выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка;

 -пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;

-подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени.


 Виды родительских собраний:

1.Организационные:

-составление и утверждение планов работы;

 -избрание родительского комитета;

-распределение общественных поручений;

 -разработка мероприятий с участием родителей.

 2.Собрания по плану классного всеобуча родителей.

3.Тематические.

4.Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).

5.Собрания-практикумы.

6.Итоговые.


Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Данные рекомендации могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени.

 6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

 8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

 9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения. Правила поведения классного руководителя на родительском собрании

1. Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение»

2. Лучший звук для человека - его имя. .Положите перед собой список с полными именами родителей.

 3. В начале собрания сообщите родителям вопросы, которые планируете рассмотреть.

4. Помните «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, потом говорить о негативном, заканчивать разговор предложениями на будущее.

 5. Предупредите родителей о том, что не всю информацию нужно доводить до сведения детей.

 6. Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно мужчин).

 7. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

8 . Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

9. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.

10. Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как тяжело учиться ребенку.

11. В личной беседе дайте оценку успехам ребенка относительно ее потенциальным способностям.

12. Доведите до сведения родителей мысль, что «плохой ученик» не является «плохим человеком».

 13. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.

Нельзя: 

Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.

·  Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.

·  Давать негативную оценку всему классу.

·  Переоценивать значение отдельных предметов.

·  Избирать для общения назидательный тон.

· Осмысление итогов родительского собрания Подведение итогов собрания начинается на самом собрании - необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для фиксирования их оценок и пожеланий. Все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя.


Предметом анализа должны также стать:

 явка родителей, причины отсутствия;

·  персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;

·  вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.

· Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.

2. Цели и задачи родительского собрания:

 2.1 Расширение педагогического кругозора родителей; стимулирование их желания стать хорошими родителями; организация совместный усилий по достойному образованию детей; анализ и демонстрация учебных и других достижений учащихся.

2.2 Получение информации, необходимой для работы с детьми.

2.3 Информирование, инструктирование родительского состава об изменении или введении организационных методов в режим функционирования Школы. 2

.4 Знакомство родителей с аналитическими материалами. Консультирование родителей по вопросам учебы и воспитания детей.

2.5 Обсуждение чрезвычайных случаев, сложных и конфликтных ситуаций.

2.6 Принятие решений, требующих учета мнения родителей по различным вопросам школьной жизни.

2.7 Творческие отчеты детского и педагогического коллективов перед родителями.

2.8 Воспитание родителей, родительского коллектива. Формирование родительского общественного мнения.

2.9 Просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии, законодательства РФ.

 3. Функции родительского собрания

3.1 Информационная функция предполагает просвещение и информирование родителей по организации учебно – воспитательного процесса. Она реализуется в рамках монологической подачи информации или в форме ответов на значимые для участников вопросы.

 3.2 Просветительская функция состоит в вооружении родителей актуальной для них информацией (ее значимость определяется на основе диагностики и изучения запросов родителей). Реализация данной функции предполагает использование таких форм как семинары, педагогические практикумы, конференции, круглые столы, дискуссии участников.

3.3 Обучающая функция состоит в отработке практических навыков родителей по оказанию помощи ребенку в освоении образовательных программ, эффективному общению с ребенком и защите его прав в различных ситуациях. Реализация данной функции предполагает: на первом этапе – просвещение по востребованной участниками проблеме, на втором этапе – тренинги, деловые игры, позволяющие моделировать поведение участников ситуациях семейного воспитания и другие формы погружения участников в проблему.

3.4 Консультационная функция реализуется как методическое и психолого- педагогическое консультирование.

3.5 Профилактическая функция состоит в предупреждении ожидаемых и предсказуемых трудностей семейного воспитания, связанных с кризисами взросления детей, опасностью приобщения к вредным привычкам, профессиональным выбором, подготовкой к экзаменам, снижением учебной мотивации, здоровьем детей.

3.6 Координационная функция состоит в объединении и регулировании действий всех участников образовательного процесса и заинтересованных представителей социума по обеспечению оптимальных условий для развития познавательной активности, самообразовательных умений, коммуникативной культуры, толерантности и других признаков успешной социальной адаптации школьников.

4. Принципы проведения родительского собрания

 4.1 Родительское собрание – не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.

4.2 Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.

4.3 Ничего, кроме досады, не вызывают у родителей родительские собрания, где им докладывают, какие у них плохие дети, но не говорят о том, как помочь им.

4.4 Результативным можно назвать только такое собрание, когда есть понимание сторон, когда оно вызывает вопросы, дискуссию.

4.5 У семьи и школы одни проблемы и заботы – это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей – искать совместные пути их решения.

 5. Правила проведения собраний

5.1 Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию и документы.

5.2 Каждое собрание требует своего «сценария» и предельно доступных установок, рекомендаций и советов.

5.3 Главным методом проведения собрания является диалог.

5.4 Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее, чем за 3 дня до даты проведения собрания.

5.5 Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее, чем за 4 дня до проведения собрания.

5.6 Учителя-предметники должны присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.

5.7 Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на собрание учителей-предметников.

 5.8 Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета).

5.9 Классный руководитель информирует заместителя директора по УР, ВР об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.

5.10 При подготовке и проведении родительского собрания следует учитывать ряд важнейших положений:

· атмосферу сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления «плюсов» и ликвидации «минусов» в характере и поведении ребенка;  интонацию собрания: советуем и размышляем вместе;

·  профессионализм педагога - знание, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за её пределами, представление об уровне их потребностей, о стоянии здоровья);  добрые, доверительные отношения;

 5.11 Главные показатели эффективности родительских собраний - это:  активное участие родителей;

·  атмосфера активного обсуждения вопросов;

·  обмен опытом;

·  ответы на вопросы, советы и рекомендации

 6. Виды и формы родительских собраний

6.1 Существуют следующие виды родительских собраний: 

организационные и итоговые; директивные – консультационные: тематические, клубные, собрания - консультации, собрания – собеседования, семинары  творческие встречи и отчеты; дискуссионные, собрания – диспуты;  общие (классные или по параллелям, проводятся 5 раз в год – в сентябре и по окончании четверти) и дифференцированные (специально приглашенная группа родителей);

6.2 Родительские собрания как правило являются комбинированными.

6.3 Основные вопросы, рассматриваемые на собрании:

а) знакомство:  с документами о школе;  с основными направлениями работы школы;  с задачами, стоящими перед школой;  с итогами работы;  с локальными актами;

 б) обмен опытом по вопросу воспитания детей;

в) использование знаний, умений, возможностей родителей в работе с детьми;

 г) оказание помощи в решении хозяйственных вопросов;

 д) анализ учебно-воспитательного процесса в классе;

 е) задачи, определяющие дальнейшую работу класса;

ж) планирование, организация деятельности по выполнению учебно- воспитательных задач классного коллектива;

з) подведение итогов;

и) актуальные педагогические, психологические, правовые проблемы (родительский всеобуч)

6.4 Основная часть родительских собраний - педагогическое просвещение (Родительский всеобуч)

6.5 Родительский всеобуч планируется в соответствии с:  Требованиями социума;  Направлением работы школы;  Возрастными особенностями детей.  Знакомство родителей с основами педагогических, психологических.

6.6 Задачи родительского всеобуча:  правовых знаний.  Обеспечение единства воспитательных воздействий школы и семьи.  Обобщение и распространение положительного опыта воспитания.  Предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок.  Привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе.

 6.7 Классные родительские собрания проводятся по плану работы классного руководителя.

7. Права родительского собрания

7.1 Родительское собрание имеет право:

7.1.1 Обратить внимание родителей на:  неукоснительное выполнение решений собрания; выполнение ч. 4, п.1,  ст. 44  Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обязаны обеспечить получение детьми общего образования;  выполнение Устава Школы.

7.1.2 Обсуждать вопросы школьной жизни и принимать решения в форме предложений.

 7.2 Приглашать на собрания специалистов:  юристов;  врачей;  психологов;  работников правоохранительных органов;  представителей администрации Школы;  представителей общественных организаций.