В своей работе я придерживаюсь требований к преподаванию английского языка в условиях введения ФГОС на начальном уровне обучения. Я убеждена, что в начальной школе изучение иностранного языка полезно всем детям, поскольку оно способствует развитию мышления, внимания, памяти, речевых способностей.
Работая в начальной школе, я, в первую очередь, ставлю целью обучения следующее:
- овладение детьми иностранным языком как средством общения;
- усвоение внеязыковой информацией (песни, стихи, сказки);
- развитие личности ребенка.
При разработке уроков я использую коммуникативный подход к обучению и изучению языка.
После обучения в начальной школе у моих учащихся мотивация к изучению иностранного языка достаточно высокая. На среднем этапе обучения программа по иностранному языку ставит перед учителем такие цели, как развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.
Для достижения поставленных целей я использую различные технологии преподавания: проектную методику, элементы интенсивной методики, логико-синтаксические схемы, творческое письмо, обучение с использованием Интернет-ресурсов и мультимедийных обучающих программ, ролевые игры. Согласно требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы, учащиеся могут применять приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Каждый урок я стремлюсь сделать развивающим, то есть строить его как процесс решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач. Эти задачи могут соотноситься с их личным опытом, знаниями, умениями. Выполняю тестовые задания в формате ГИА.
В старшей школе перед учителем стоит задача закрепить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, приобретенные учащимися в основной школе. УМК New Millenium под редакцией О.В.Гроза обеспечивает возможность выбора речевых средств в зависимости от интересов, способностей и уровня обученности учащихся. В старшей школе в соответствии с требованиями базового уровня мои учащиеся могут читать различные типы аутентичных текстов: художественные, публицистические, научно-популярные. У учащихся развиты умения чтения различных видов чтения: ознакомительного, поискового, изучающего, просмотрового. Учащиеся могут выделять необходимые факты, отделять основную информацию от второстепенной, прогнозировать развитие фактов, обобщать описываемые факты, понимать смысл текста и его проблематику, используя элементы анализа. Они успешно выполняют задания по чтению различного стиля текстов в Интернет, поиск информации в Интернет при подготовке к проекту. В старшей школе я развиваю у учащихся умения делать сообщения, доклады, представлять проектные работы. У учащихся развиты умения давать характеристику литературных героев, исторических деятелей, излагать факты, описывать события, представлять социокультурный портрет своей страны и стран изучаемого языка, высказывать свою точку зрения. Мои ученики также могут вести беседу на английском языке, обмениваться информацией, расспрашивать собеседника, высказывать свою точку зрения, уточнять интересующую информацию, проявить инициативу в ведении беседы. Я уверена, что мотивации к изучению иностранного языка повышается в условиях введения ФГОС: этому способствуют использование коммуникативной методики, проектно-исследовательской деятельности на уроке, обучения в сотрудничестве, активных форм работы, вовлечение учащихся в ролевые игры, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс.
Ежегодно провожу диагностику по определению роста мотивации к изучению английского языка.
В анкету по определению роста мотивации к изучению английского языка включены следующие вопросы:
1. Нравится ли Вам предмет «английский язык»? Почему?
а) интересно ведет учитель;
б) предмет дается легко;
в) занимаетесь с кем-то дополнительно.
2. Хотите ли Вы изучать английский язык в дальнейшем углубленно?
а) на факультативных занятиях;
б) в лингвистическом лагере;
в) в международном лагере.
3. Какие формы работы на уроке Вам нравится и удается выполнять? (можно выбирать несколько вариантов).
а) ролевые игры;
в) работать с компьютером;
г) работать над проектом в группе;
д) работать с учебником.
4. Хотел ли бы ты принимать участие во внеклассных мероприятиях по английскому языку?
а ) да б) нет
Почему?
а) хочу найти применение своим знаниям;
б) хочу совершенствовать свой английский;
в) хочу развить артистические способности.
5. Что бы ты хотел изменить на уроке иностранного языка?
а) увеличить количество часов английского языка;
б) уменьшить;
в) больше работать в сети Интернет в поисковых системах “Google”, “AltaVista”
г) больше работать с компьютерными обучающими программами.
Анкетирование было проведено с 25 учащимися 10 класса, из них
1. 21 учащемуся нравится английский язык
2. 12 учащихся хотели бы изучать язык на факультативных занятиях и углубленно в школе
3. 19 учащимся нравится работа с компьютером на уроке (ребята отмечали все три пункта, а не определенный вид работы)
24 учащихся любят работать в группе над проектом
20 учащихся любят участвовать в ролевых играх
4. Участвовать во внеклассных мероприятиях по английскому языку изъявили желание 25 учащихся.
5. Очень интересный факт, что большинство учащихся изъявили желание иметь больше часов английского языка в неделю (24 человека).