Рабочая программа элективного курса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АРДАТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 им.С.И.Образумова»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом МБОУ А СОШ №2 протокол от ________ № ___
|
Утверждена приказом МБОУ АСОШ №2 от ___________ № ______ |
Рабочая программа элективного курса по английскому языку
для учащихся 9 классов
по теме:
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ «ГРАММАТИКА»
Срок реализации 1 год.
Программа разработана учителем
английского языка
Лапиной Л.С.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Путешествие по стране Грамматика» составлена на основе «Программы элективных курсов. язык. Т.О. Догаева, -М.: Дрофа,2008 и авторской программы Т.Д. Андросенко, И.С. Рахуба. «Английский язык в профессиональной среде» - Волгоград: Учитель, 2009. - 104 с
Для реализации программы использовано учебное пособие: Качалова К.Н., Израилевич Е.Е. « Практическая грамматика английского языка»
Программа рассчитана на 34 учебных часа по 1 часу в неделю, что соответствует школьному учебному плану.
Программа элективного курса согласована с требованиями федерального государственного стандарта и содержанием примерной программы по по иностранным языкам за курс основногообщего образования..
Предлагаемый курс предназначен для учащихся II ступени обучения, желающих закрепить и усовершенствовать свои знания в области грамматики английского языка.
В последние годы все большее количество учащихся заинтересовано в овладении качественными умениями и навыками английского языка, что связано с компьютеризацией всех областей науки, техники и образования (как известно, язык компьютера – английский), а также с широчайшим и повсеместным распространением английского языка, а овладение языком невозможно без знания грамматики данного языка.
Современные УМК по английскому языку предлагают обширный грамматический материал, который, как показывает практика, изучить, охватить в полной мере, основательно в обычной средней школе не представляется возможным. Данная проблема обусловлена, во-первых, перегруженностью УМК, во-вторых, недостаточным количеством часов иностранного языка в неделю, и, в-третьих, интеллектуальными способностями учащихся обычной школы.
Требования стандарта основного общего образования по иностранному языку на базовом уровне в средней школе в области грамматики следующие:
- совершенствование навыков распознавания и употребления в речи изученных ранее коммуникативных и структурных типов предложения; систематизация знаний о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, в том числе условных предложениях с разной степенью вероятности: вероятных, маловероятных и невероятных: Conditional I, II ,III;
- совершенствование навыков распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present и Past Perfect; модальных глаголов и их эквивалентов;
- знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов в следующих формах действительного залога: Present Perfect Continuous и Past Perfect Continuous и страдательного залога: Present Simple Passive, Future Simple Passive, Past Simple Passive, Present Perfect Passive;
- формирование навыков распознавания и употребления в речи различных грамматических средств для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous: Present Simple, ;
- совершенствование навыков употребления определенного/ неопределенного/ нулевого артиклей; имен существительных в единственном и множественном числе (в том числе исключения). Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи личных, притяжательных, указательных, неопределенных, относительных, вопросительных местоимений; прилагательных и наречий, в том числе наречий, выражающих количество (many/much, few/a few, little/a little); количественных и порядковых числительных;
- систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги во фразах, выражающих направление, время, место действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности, например, наречий (firstly, finally, at last, in the end, however, etc.).
Однако на сегодняшний день умения и навыки школьников в области грамматики не развиты в полной мере, на столь высоком уровне. Если говорить о знании учащимися грамматической стороны речи, то они являются в большинстве случаев лишь теоретическими, а применить на практике школьники, к сожалению, их не могут.
Таким образом, налицо явное противоречие между заявленными требованиями федерального стандарта и результатом обучения – недостаточно сформированными грамматическими умениями и навыками. Данным противоречием и обусловлена актуальность программы «Путешествие по стране Грамматика».
Целью данной программы является углубленное изучение наиболее сложных правил по грамматике английского языка за курс основной и средней школы для повторения, закрепления и усовершенствования полученных ранее знаний.
Программа «Путешествие по стране Грамматика» имеет также следующие развивающие и воспитательные цели:
· дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (дискурсивной, речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
· дискурсивная компетенция – развитие умения участвовать в коммуникации в соответствии с нормами, принятыми в изучаемом языке;
· речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
· языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
· социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
· компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
· учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания;
· развитие ассертивности – умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие препятствия;
· развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии; их социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота.
Для достижения поставленных целей в рамках программы решаются следующие задачи:
· автоматизировать грамматические навыки устной и письменной речи;
· обобщить и углубить знания грамматики за курс основной и средней школы;
· совершенствовать грамматические умения в четырех видах речевой деятельности, а именно:
в области говорения – обучать строить свою речь в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка; уметь оперировать грамматическими единицами, применять правила грамматики в зависимость от ситуации, коммуникативной задачи, цели общения;
в области письма – обучать грамотно строить письменную речь; выполнять практические задания по грамматике;
в области аудирования – совершенствовать умение слушать аутентичные тексты из различных сфер жизни носителей языка с пониманием общей идеи, с извлечением информации и с детальным пониманием; обучать различать грамматические структуры в звучащих текстах;
в области чтения – совершенствовать умение различать и грамотно переводить прочитанные грамматические структуры; читать аутентичные тексты из различных сфер жизни носителей языка с пониманием общей идеи, с извлечением информации и с детальным пониманием;
в учебно-познавательной области – дать учащимся знания об особенностях и трудностях грамматики английского языка.
В результате прохождения программы учащиеся усовершенствуют свои знания, умения и навыки в области грамматики английского языка.
Структура и организация обучения.
В основе программы лежат следующие методические принципы:
· интеграция основных речевых умений и навыков;
· последовательное развитие основных речевых умений и навыков;
· коммуникативная направленность заданий;
· контекстуальное введение грамматических структур и единиц;
· применение полученных знаний на практике в аутентичных текстах;
· соответствие тем и материалов курса возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
Контроль результатов обучения и оценка приобретенных школьниками умений и навыков производится при выполнении учащимися устных и письменных практических и тестовых заданий, а также самими учащимися путем самооценки и самоконтроля при выполнении тестовых заданий.